После того, как договор найма составлен и подписан квартиросъёмщиком и собственником жилплощади, необходимо довести сделку до конца с юридической точки зрения. Под этим предполагается зарегистрировать соглашение найма в соответствующих государственных органах для того, чтобы интересы обоих сторон не были нарушены. Как осуществить регистрацию договора и чем его преимущество, расскажем подробно в этой статье.
Показать содержание
- Нужно ли регистрировать документ между физическими лицами?
- Пошаговая инструкция
Необходимые документы Составление заявления о государственном оформлении В какие сроки необходимо это сделать? Пошлины и другие траты- Преимущества
СодержаниеНужно ли регистрировать документ между физическими лицами?
Согласно статье 609 ГК РФ соглашение найма представляет собою документ, на основании которого собственник обязуется предоставить жилплощадь для проживания другому физическому лицу. Законодательство даёт возможность заключать соглашения найма на срок до пяти лет согласно статье 683 ГК РФ.
На заметку. Если в соглашении не прописан конкретный срок, то срок автоматически считается – пять лет. Договора, в которых прописан срок до одного года, являются краткосрочными.Если собственник изначально желает оформить краткосрочный вид договора, то он должен в обязательном порядке указывать срок. Соглашение найма является недействительным, если в нём отсутствует информация об оплате.
Читайте также: Какая плата за наем жилого помещения по договору социального найма? Формула для её расчета
Долгосрочный договор (срок от одного года до пяти лет) подлежит обязательной регистрации в органах Росреестра не позднее одного месяца после его подписания (статья 674 ГК РФ). Краткосрочные соглашения найма регистрации не подлежат.
Читайте также: Регистрация договора аренды. Нюансы
Социальный найм жилья что это такое — Адвокат по гражданским делам Пошаговая инструкция
Чтобы зарегистрировать договор необходимо выполнить следующий алгоритм действий:
- Обязательное присутствие обеих сторон.
- Оформление договора найма должно быть в трёх экземплярах (два для каждой из сторон и один для органа Росреестра).
- Собрать пакет необходимой документации.
- Предоставить полный пакет в местное отделение Росреестра.
Необходимые документы
В пакет документов должны входить следующие бумаги:
- документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение;
- правоустанавливающий документ на сдаваемую жилплощадь;
- документ, подтверждающий оплату госпошлины за регистрацию договора аренды (квитанция или чек);
- оригиналы и копии паспортов обеих сторон;
- оба экземпляра соглашения, подписанные каждой из сторон;
- технический план объекта недвижимости (выдаёт орган БТИ).
Правоустанавливающими документами признаются источники, на основании которых жилплощадь перешла в собственность владельцу, например:
- договор покупки;
- договор дарения и иные документы.
Справка. В техническом плане должно быть указано количество и площадь комнат, а также их расположение.План действий для участников сделки:
- Составление и подписание соглашения.
- Процесс сбора требуемых документов.
- Предоставление заявления и всех документов в органы Росреестра.
- Ожидание ответа, который должен последовать через 5 рабочих дней.
- Внесение сведений сотрудниками Росреестра в ЕГРН.
- Получение документа о регистрации.
Договор найма квартиры — договор аренды квартиры — образец Составление заявления о государственном оформлении
Существует типовой бланк заявления и он находится в Росреестре. На законодательном уровне установленной формы не существует. Форму можно скачать в интернете, набрав в поисковике необходимый запрос. Однако заявление в обязательном порядке должно содержать:
- правильное название учреждения и ФИО, а также должность ответственного лица, на имя которого направляется заявление;
- ФИО и адрес заявителя, а также контактные данные для связи (телефон, электронный адрес);
- название документа;
- согласие супруга или супруги (если они имеются);
- дату и личную подпись заявителя.
В целом документ выглядит так:
- В верхнем правом углу заполняется шапка заявления на имя уполномоченного лица. Также прописывается полное название учреждения и данные заявителя.
- Далее посередине пишется название документа – заявление.
- «Тело» заявления содержит просьбу о регистрации соглашения найма с указанием адреса объекта недвижимости.
- Следом прописывается согласие второго супруга, его ФИО, подпись и расшифровка (при его наличии).
- В завершении проставляется текущая дата и личная подпись с расшифровкой заявителя.
На заметку. Заявление вместе с полным пакетом документов может быть подано законными представителями собственника на основании нотариальной доверенности.Скачать бланк заявления на заключение договора социального найма
В какие сроки необходимо это сделать?
Соглашение найма должно быть зарегистрировано не позднее 30 дней с момента его подписания (ФЗ №218 статья 51).
Пошлины и другие траты
Размер государственной пошлины за услугу регистрации договора найма составляет 2000 рублей. Однако если документы будет подавать законный представитель, то собственнику необходимо обратиться к нотариусу для составления доверенности. Эта услуга является также платной. Конкретные суммы необходимо узнавать в нотариальной конторе, так как они имеют отличия в зависимости от региона проживания.
Читайте также: Договор социального найма – это: что нужно знать об этом виде договора.
Преимущества
Государственная регистрация имеет ряд преимуществ. После осуществления процедуры появляется гарантия того, что права нанимателя и наймодателя не будут нарушены, а также закрепляется статус обоих сторон сделки.
Однако больше преимуществ от процесса регистрации имеет квартиросъёмщик. Это связано с тем, что наймодатель не имеет права лишить вторую сторону проживания в квартире до окончания срока действия договора. Даже если собственник решит продать своё недвижимое имущество, ему придётся ждать окончания срока соглашения найма и в обязательном порядке предупреждать покупателя о том, что квартира на данный момент сдаётся в аренду.
После заключения договора купли-продажи покупатель – новый владелец квартиры обязан перезаключить соглашение с нанимателем на тех же условиях, что были прописаны в первичном договоре.
Важно! Расторгнуть договор найма досрочно возможно только на основании решения суда. В этом случае наймодателю придётся доказывать в суде, что наниматель злостно нарушал условия договора.Государственная регистрация существенно облегчает судебные споры и разбирательства. Например, споры, возникшие в связи с отказом от оплаты за предоставление жилья, возмещении ущерба от порчи имущества и т.д.
Также официально зарегистрированный договор даёт возможность наймодателю показать свой дополнительный доход. Например, для подачи документов на предоставление кредита такой документ является подтверждением дополнительных доходов.
Подводя итоги, можно отметить, что регистрация соглашения найма – абсолютно несложная процедура. Для того, чтобы её осуществить необходимо лишь заключить договор, собрать договор и отправить документы в уполномоченную организацию. А самое главное, что она имеет ряд значительных преимуществ, которые позволят нанимателю и арендодателю чувствовать себя уверенно при любой спорной ситуации.
Договор найма квартиры. ✍ Договор аренды квартиры. 🏠 Заполняем вместе. Лайфхаки и полезные фишки!👌
Похожие статьи
- Детально разбираем договор найма специализированного жилого помещения: что это и какие существуют условия?
- Как правильно заключить договор найма жилого помещения между физическими лицами: образец заполнения и все нюансы
- Актуальная тема: снять квартиру без посредников и как это сделать?
- Соглашение о расторжении договора найма жилого помещения: нюансы и образец документа
- Что из себя представляет договор коммерческого найма жилого помещения?
- Нюансы оплаты по договору аренды квартиры: как рассчитывается, от чего зависит размер? Образец графика платежей
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, какой минимальный срок для заключения краткосрочного договора найма жилого помещения?
Добрый день! В соответствии со статьей 683 ГК РФ краткосрочный договор по найму жилья заключается на срок не более одного года, а минимальный срок может быть от одного месяца. При этом договор не нужно регистрировать в нотариальной конторе, а бланк можно скачать в интернете.
Договор найма, заключенный на срок меньше 12-ти месяцев, считается краткосрочным, на основании этого наниматель не будет иметь прав на заключение договора на новый срок, не будет иметь возможности вселить третьих лиц в квартиру, в противном случае площадь будет сдана в поднаём и это правонарушение. Чтобы снизить риски, нужно с ответственностью подойти к составлению разделов договора «о правах и обязанностях сторон».
Отсутствие регистрации договора найма жилого помещения ведёт к неким серьёзным последствиям: Договор признаётся как не имеющий юридической силы. Это может быть рассмотрено как уклонение от налогов, наказываемое административным штрафом и взысканием неуплаты. Также неприятные последствия могут возникнуть из-за отсутствия защиты прав сторон.Договор найма защищает права квартиранта. Без него ему может угрожать увеличение платы за проживание и другие последствия.
Для подачи на государственную регистрацию договора найма через МФЦ или Росреестр достаточно присутствия одной из сторон сделки. Доверенность от второй стороны не нужна, пошлина платится в полном размере. Заявление самим заполнять не нужно-это сделает специалист на приеме. Нужно проверить правильность данных в нем.